Гелевые аккумуляторы не обслуживаемые или герметизированные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, способные работать даже в положении лежа. Жидкий электролит в них заменили гелевым или адсорбированным (впитанным) сепараторами электролитом, батареи герметизировали. Для отвода газов, выделяющихся при заряде или разряде, установили клапаны.
Абсолютная герметизация свинцово-кислотных аккумуляторов невозможна, так как нельзя обеспечить полную рекомбинацию кислорода и водорода, которые выделяются в них при заряде и хранении. Но специальными мерами выделение газов и потери воды в процессе эксплуатации удается свести к минимуму.
Основное их отличие от обычных жидкостных батарей – более низкое зарядное напряжение. Это связано с конструкцией аккумуляторов. При больших зарядных напряжениях обычный аккумулятор начинает “кипеть” выделяя газ в атмосферу, а у герметизированных такой возможности нет. При перезарядах его буквально вспучивает, вплоть до разрушения корпуса батареи.
В стартерных аккумуляторах обычно применяется технология AGM ( с адсорбированными сепараторами). Гелевые – GEL (с гелеобразным электролитом) используют для установки на музыкальное оборудование автомобиля. У них небольшой стартерный ток, поэтому их больше используют как тяговые.
Часто про аккумуляторы технологии AGM говорят, что они гелевые.
Для зарядки герметизированных AGM и гелевых аккумуляторов лучше всего применять специальные зарядные устройства, позволяющие максимально быстро и без повреждений заряжать батарею.
Герметизированные аккумуляторы можно применять лишь там, где бортовая электрика позволяет очень точно поддерживать режим заряда. На отечественных автомобилях даже с исправным реле-регулятором напряжение варьируется с 13 до 15 вольт, и на многих старых иномарках похожая ситуация.
В случае же выхода из строя реле-регулятора такой аккумулятор можно сразу выбрасывать, поскольку напряжение заряда не должно быть более 14,4 В. Если оно больше, то накапливается избыточное давление, открываются клапаны и происходит испарение воды из АКБ. Обратно батарея уже не восстанавливается.
К тому же работа «гелевых» батарей на полную мощность возможна в наших условиях только летом. Гель вязкий, а на морозе он становится еще гуще, в результате чего характеристики аккумулятора падают более чем наполовину.
Плюсы герметизированных аккумуляторов:
– абсолютно необслуживаемые;
– работают в положении лежа;
– при повреждении корпуса электролит не вытекает;
– большой срок службы при исправном электроборудовании;
Минусы AGM и гелевых аккумуляторов:
– высокая цена;
– на холоде быстро выходят из строя;
– требуют хорошего электрооборудования в машине;
– при перезаряде выкипают.